Президент Российского гидрометеорологического общества, почётный Президент Всемирной метеорологической организации Александр Бедрицкий поделился воспоминаниями об А.Н. Чилингарове:
27 сентября 2024 14:00
25 сентября исполнилось бы 85 лет со дня рождения замечательного человека, моего друга, известного полярника, государственного деятеля
Артура Николаевича Чилингарова.
Мы были знакомы с Артуром Николаевичем около 40 лет. Если в советское время мы встречались только в Госкомгидромете СССР, то после 1992 года, когда я перешёл на работу в Росгидромет, нам приходилось взаимодействовать гораздо чаще, решая вопросы стабилизации и развития гидрометеорологической службы в новых экономических условиях, особенно в полярных регионах. При этом, в 1990-е и 2000-е годы, занимаемые посты – советника Председателя Верховного Совета России, депутата, а впоследствии зам председателя Государственной Думы, не препятствовали исследовательско-экспедиционной деятельности Артура Николаевича в полярных регионах.
Хочу упомянуть о трёх событиях, в которых мы вместе участвовали.
Артур Николаевич был вдохновителем возрождения полярных экспедиций, которые были прекращены в 1992 году. Именно по его инициативе была организована дрейфующая полярная станция «Северный полюс-32» в 2003 году на внебюджетные средства, которые он привлёк. Мы вместе с Артуром Николаевичем отправляли полярников в длительный дрейф. Вспоминается, что в 2004 году, когда станция прошла большой путь, льдина, на которой дрейфовала «Северный полюс-32», покрылась трещинами. Под угрозой оказались и имущество станции, и жизнь полярников. Мною, как руководителем Росгидромета, было принято решение о направлении спасательной экспедиции. Ни у кого не было сомнений в том, что возглавить эту экспедицию должен был Артур Николаевич Чилингаров – человек с высочайшим авторитетом и громадным опытом работы за полярным кругом, несмотря на то, что он был заместителем председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
5 марта 2004 года мы с Артуром Николаевичем вылетели самолётом на архипелаг Шпицберген. Я вспоминаю как в аэропорту Лонгиир, Артур Николаевич проводил в час ночи совещание, на котором мы, вместе с норвежскими представителями, обсуждали каким образом проложить маршрут до дрейфующей станции, так как расстояние было практически предельным для вертолёта МИ-8, которым мы вылетали. Я с удивлением обратил внимание на то, что, благодаря известности и авторитету Артура Николаевича, норвежские коллеги раскрыли информацию, где у них во льдах есть их резервные базы горючего, и куда в случае недостатков горючего в аварийной ситуации мог бы приземлиться вертолёт для дозаправки.
6 марта мы вылетели на МИ-8 к месту базирования дрейфующей станции. По плану наш вертолёт должен был вылететь на СП-32 первым, а за нами, после уточнения обстановки, должен был прилететь вертолёт МИ-26. Преодолев расстояние порядка 800 километров и совершив посадку, на станции увидели бодрых сотрудников в полном составе. Через час МИ-8 взлетел, взяв на борт пятерых полярников. Часть домиков были на уже отколотой льдине. Рядом с оставшимися домами станции проходила глубокая трещина, с учётом этого и была организована эвакуация.
Артур Николаевич был очень интересным, активным человеком, государственным деятелем, который не просто генерировал блестящие идеи, но и доводил их до получения результатов.
В начале двухтысячных годов именно инициатива Артура Николаевича Чилингарова по проведению Международного полярного года (МПГ) в 2007-2008 годах была воспринята в нашей стране и международным научным сообществом. Россия выступила с инициативой Полярного года, активно готовилась к его проведению в кооперации с другим странами, при поддержке международных организаций. В первой половине 2003 г. у нас была разработана Концепция проведения МПГ, на основе которой Росгидромет, совместно с РАН, формировал научную повестку мероприятия. На 14-ом Всемирном метеорологическом конгрессе было поддержано предложение о проведении этого масштабного мероприятия под эгидой Всемирной метеорологической организации. Правительство России тогда назначило сопредседателями Оргкомитета МПГ А.Н. Чилингарова и А.И. Бедрицкого.
В период проведения Международного полярного года, в 2007 году Артур Николаевич осуществил свою знаменитую экспедицию к Северному полюсу. В районе полюса были произведены спуски подводных аппаратов «МИР» Российской академии наук, и в точке Северного полюса на дне океана был установлен флаг Российской Федерации. Впоследствии участники этой экспедиции были удостоены высоких государственных наград.
Как ещё один интересный эпизод, вспоминается мне совместный полёт в составе экспедиции ФСБ под руководством Николая Патрушева к Южному полюсу. Впервые в истории этот перелёт от аргентинского города был осуществлён двумя вертолётами МИ-8 пограничной службы ФСБ России, командиром одного из вертолётов был Герой России генерал-лейтенант Гаврилов. Вертолёты перелетели по маршруту из Пунта Аренаса на аэродром лагеря на леднике Патриот Хиллс. Уже оттуда, с посадкой на дозаправку в п. Тилль, летели до аэродрома американской станции Амундсен Скотт на Южном полюсе. Летели в общей сложности 6 часов.
Артур Николаевич – всемирно известный полярник, был знаком с начальником станции Амундсен Скотт. Он попросил показать станцию участникам российской экспедиции. Мы большим удовольствием ознакомились со служебными помещениями станции в двух четырёхэтажных домах, облицованных металлом. Американцы напоили нас чаем, показали лаборатории, спортзал и даже магазин. Потом Артур Николаевич попросил показать нам их центр связи. Это оказалось большое помещение, оснащённое терминалами со множеством экранов. Артур Николаевич спросил – могут ли они отсюда связаться с Москвой. «Да», – ответили американцы. Артур Николаевич попросил у Николая Платоновича Патрушева номер московского телефона. Когда соединение произошло, трубку взял Патрушев, на другом конце в Москве ему ответил президент Путин. Патрушев доложил, что экспедиция успешно выполнила поставленные задачи по перелёту вертолётов МИ-8 на сверхдальнее расстояние.