Непотопляемый линкор Заполярья
10 февраля 2025 16:46
80 лет назад была одержана победа в Великой Отечественной войне.
Говоря о ней, упоминают битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. В этом списке особое место занимает Битва за Заполярье – боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Петсамо, Северной Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях с 29 июня 1941 года по 1 ноября 1944 года. В этих местах происходят события, описанные К. Симоновым в поэме «Сын артиллериста», а В. Пикулем в романе «Океанский патруль», а также в других произведениях.
Героическая оборона советского Севера стала одним из важнейших этапов противостояния с фашистской Германией. В спецпроекте «Битва за Заполярье» в нашем сообществе в ВК и группе в телеграм-канале мы будем напоминать о самых значимых её эпизодах.
В качестве первого из них – факт, что полуострова Рыбачий и Средний никогда не были взяты немецкими войсками: захватчикам удалось лишь блокировать полуостров с суши.
«…кто владеет Рыбачьим и Средним, тот держит Кольский залив. Без Кольского залива Северный флот существовать не может», писал в своем дневнике адмирал А. Г. Головко.
Именно здесь враг не смог толком продвинуться вглубь СССР, прочно увязнув практически на самой границе. Символом этого на полуострове Рыбачий стал пограничный знак А-36, который в довоенные годы стоял на границе СССР с Финляндией. Всю войну советские войска держали высоту, на которой стоял знак.
Вс началось с того, что утром 29 июля 1941 года высоту с погранзнаком занял взвод пограничников старшего сержанта Андрея Большакова. К концу следующего дня в живых из советских солдат остался только пулеметчик Гайфулин, которого тяжелораненого обнаружили подоспевший на выручку взвод лейтенанта Гречина из 135-го стрелкового полка. Взвод в течении дня оборонял высоту. Гречин был дважды ранен, но продолжал вести бой, пока не пал смертью храбрых.
1 июля на помощь поднялся взвод моряков лейтенанта Москальчука. Они держались месяц. 2 августа после очередного штурма в живых оставалось только двое: пулемётчик Антипенко и стрелок Бабинчук. Расстреляв все патроны, они пошли навстречу егерям и погибли в рукопашном бою. Но ту высотку солдаты вермахта взять так и не смогли.
«Фашистов знак бесил и не давал покоя, но несмотря на нещадный миномётный обстрел, наши бойцы всякий раз восстанавливали знак на своём месте. Понятно, что сам столб никак не мог уцелеть в битвах, кипевших вокруг него. Поэтому взамен уничтоженного оригинального наши солдаты сложили гурий из камней. Так и простоял он всю войну на нейтральной полосе», вспоминал в книге «Чёрный мох Муста-Тунтури» писатель Николай Манацков.
В 1980 году на высоте 115,6 хребта Муста-Тунтури на месте пограничного знака А-36 был установлен памятник. На обелиске перечислены воинские подразделения 23-го укрепрайона 14-й армии, защищавших Советское Заполярье на полуостровах.
Высота получила своё собственное имя – «Погранзнак», как символ героизма пограничников и неприступности государственной границы в период 1941-1944 годов.
Кстати, первое публичное исполнения стихотворения «Жди меня» Константина Симонова состоялось именно здесь. 5 ноября автор читал его артиллеристам наблюдательного пункта одного из дивизионов 104-го артполка на полуострове Рыбачьем.