Война в Заполярье: «Щука» под парусом
7 апреля 2025 12:36
Великая Отечественная война в Заполярье велась на земле, в воздухе, на воде и, не будем забывать про подплав, под водой. Героизм и смекалка морского братства порой поражали воображение. Вот один из случаев.
Итак, Баренцево море, начало апреля 1942 года. Подводная лодка «Щ-421» под командой капитана 3 ранга Ф. А. Видяева находится близ мыса Нордкап, на севере захваченной нацистами Норвегии. В 20:58 прогремел взрыв: «Щука» задела антенну немецкой мины. Итог: полностью разрушена кормовая часть, механизмы выведены из строя, в отсеки поступает вода и, главное, гребные винты оторваны взрывом – субмарина полностью потеряла ход.
Изолировали отсек, откачали воду, заделали пробоины, запросили помощь. Но попытки вернуть ход подлодке терпели неудачу. «Щ-421» подходила к норвежским берегам, и, чтобы «Щука» не досталась врагу, подводники заминировали торпеды. Радист получил указание по приказу командира передать по радио: «Погибаю, но не сдаюсь». Вот тут и проявилась та самая смекалка.
Адмирал Арсений Головко, командующий Северным флотом на протяжении Великой Отечественной войны: «..Были подняты оба перископа, заменившие в данном случае мачты, а в качестве парусов использованы чехлы с дизелей. Лодка стала уходить в море под этими импровизированными парусами, причем со скоростью 3,5−4 узла, как определил штурман. Таким ходом она шла три часа, и все уже радовались, уверенные, что уйдут за пределы видимости с берега. Увы, через три часа изменился ветер, прекратился отлив, и «Щ-421» опять поволокло к норвежскому берегу, занятому противником»
Но подоспела помощь в виде подлодки «К-22». «Катюша» взяла поврежденную лодку на буксир, но из-за шторма буксировочные тросы не выдерживали нагрузки и лопались. К тому же появились немецкие самолеты. В итоге повреждённая субмарина была потоплена торпедой. Личный состав ушедшей под воду лодки стоял на верхней палубе «К-22» с обнаженными головами, многие плакали».
10 апреля «К-22» прибыла на базу в Полярном. Она шла под двумя флагами и дала сначала свой позывной, затем позывной «Щ-421». При этом сумбарина следовала положению Корабельного устава, который гласит, что корабль состоит из матчасти, личного состава и флага. А значит, если матчасть потеряна, но личный состав и флаг целы, корабль есть.
Капитан-лейтенант Фёдор Видяев, покинувший свою погибшую лодку последним, стал командиром другой «Щуки» – «Щ-422». Он погиб вместе с ней в июле 1943 года. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Британской Империи IV степени.