Война в Заполярье: торпедоносцы
30 мая 2025 17:37
Во время обороны Заполярья в Великой Отечественной войне важную роль играла морская авиация. Особенно летчики-торпедоносцы.
В начале Великой Отечественной войны среди лишь Северный флот не имел торпедной авиации в составе своих ВВС. На этом фоне удивителен факт, что именно его летчики первыми совершили торпедную атаку и даже открыли боевой счет раньше коллег-торпедоносцев с других флотов. ВВС СФ обзавелись своими торпедоносцами лишь в сентябре 1941 года, когда с Балтики на Север перелетело звено Ил-4 (в то время они назывались ДБ-3Ф) старшего лейтенанта Ивана Гарбуза.
Со временем минно-торпедная авиация СФ нарастила мускулы. По мере роста боевого опыта, стало практиковаться нанесение торпедных ударов и в темное время суток. Пионером успешных ночных атак стал капитан Г.Д. Попович. Первую победу ночью он одержал 15 августа 1942 года. Ему принадлежит честь введения ночных торпедных ударов в повседневную практику торпедоносной авиации.
Однако потери торпедоносцев во время войны были высокими. Дело в тактике: для поражающего выпуска торпеды по кораблю самолет при заходе на цель должен лететь достаточно низко и при этом не менять курс, что делает его легкой мишенью для корабельной артиллерии. Средняя продолжительность жизни советского летчика-торпедоносца в годы Великой Отечественной войны составляла 3,7 боевых вылета.
На иллюстрации: старшина торпедной группы 24-го минно-торпедного авиаполка А.В. Раков готовит торпеду к установке на самолет Hampden TB.I английского производства. На торпеде — надпись «За Киселева!» — в память о погибшем командире 3-й эскадрильи капитане В.Н. Киселеве.
25 апреля 1943-го эскадрилья атаковала немецкий конвой в Конг-фьорде. Во время атаки самолет Киселева загорелся, но летчик не свернул с боевого курса, сбросив торпеду с минимальной дистанции наверняка.
Самое крупное судно конвоя – транспорт водоизмещением 2624 брт – пошел ко дну.
Боевая работа этих мужественных людей хорошо показана, пожалуй, одном из самых тяжёлых фильмов про войну – «Торпедоносцы». Снятый в 1983 году, он имел огромный успех. Режиссер Семен Аранович, сам служивший в военно-морской авиации Северного флота СССР, правдиво показал боевую работу и быт заполярного гарнизона. В фильме же снимался Ил-4, собранный с бору по сосенке из останков техники того времени.